Нормативно - правовые акты

Буклеты. Безопасное трудоустройство в Беларуси и за границей.

25.05.2021

Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о проведении массовых мероприятий

21.04.2021
Несовершеннолетние дети, участвующие в несанкционированных митингах и акциях, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления, что может представлять угрозу их жизни и здоровью!!!
развернуть

Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь        о проведении массовых мероприятий

       Несовершеннолетние дети, участвующие в несанкционированных митингах и акциях, подвергаются опасности быть вовлеченными в массовые беспорядки, правонарушения и преступления, что может представлять угрозу их жизни и здоровью!!!

       Согласно ст.15 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» лица, нарушившие установленный порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

       Меры ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий принимаются как к организаторам, так и к участникам массового мероприятия.

        Граждане могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности. 

Статьей 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена административная ответственность за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

       Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные участником таких мероприятий, влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, или административный арест.

      Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, если в этих деяниях нет состава преступления, совершенные организатором таких мероприятий, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до 40 базовых величин или административный арест (ответственность наступает с 16 лет).

      Законодательством предусмотрена административная ответственность по ст.17.1 КоАП (мелкое хулиганство).

      Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, влекут наложение штрафа в размере от двух до 30 базовых величин или административный арест. (Ответственность наступает с 14 лет). 

     Законодательством предусмотрена уголовная ответственность, согласно уголовного кодекса:

Статья 293 Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, - наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет (Ответственность наступает с 16 лет). 

Статья 342 «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»:

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления -наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются арестом или лишением свободы на срок до двух лет (ответственность наступает с 16 лет). 

      При совершении вышеуказанных административных правонарушений и преступлений несовершеннолетним лицом, не достигшим возраста привлечения к ответственности, законные представители несовершеннолетних подлежат привлечению к ответственности по ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь (Невыполнение обязанностей по воспитанию детей).

свернуть

Вступил в силу новый КоАП

21.04.2021

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.

С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.

Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.

Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.

Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:

  • императивно – за совершенные однократно административные проступки; 
  • по усмотрению – за совершенные однократно значительные административные правонарушения.

Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).

В обновленном КоАП изменения внесены  в ряд институтов административного права:

  • объединены положения о формах вины физического лица в рамках одной статьи, одновременно оптимизированы соответствующие понятия; 
  • исключен институт вины юридического лица с сохранением его элементов в качестве условий привлечения юридического лица к административной ответственности; 
  • в связи с несоразмерной общественной опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями исключен свойственный, прежде всего, уголовному праву институт покушения на административное правонарушение с одновременным введением в отдельные статьи Особенной части КоАП квалифицирующего признака – попытки совершения административного правонарушения.

С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.

КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.

Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:

  • расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего; 
  • упорядочены сроки наложения административного взыскания; 
  • закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение; 
  • введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.

Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:

  • особенности применения к несовершеннолетним административных взысканий; 
  • освобождение несовершеннолетних от административной ответственности; 
  • применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия; 
  • сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.

В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:

  • востребованности правоприменителем; 
  • наличия формального характера; 
  • наличия гражданско-правовой природы охраняемых правоотношений; 
  • актуальности в связи с изменением положений отраслевого законодательства; 
  • возможности применения иных мер воздействия.

Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.

Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь. 

свернуть