Маршруты выходного дня

      Маршрут выходного дня «К памятнику Ефросиньи Полоцкой»

                                     Маршрут выходного дня

                     «К памятнику Ефросиньи Полоцкой»

 

Цель – способствовать побуждению интереса к истории нашего города;

воспитать чувство патриотизма. Привлечь родителей к совместной активной

деятельности с детьми.

Вид маршрута: пеший.

Общее расстояние от ГУО «Детский сад N28 города Полоцка» до памятника

Ефросиньи Полоцкой примерно 3 км.

Рекомендуемый возраст: 5-7лет

Продолжительность по времени: 1ч. (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия).

Опасные участки по ходу маршрутов:

- переход проезжей части;

- переход перекрестка;

В ходе дальнейшей дороги можно обратить внимание ребенка на дорожные

знаки, повторить правила дорожного движения.

 

       Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребенка «Что такое «памятник»? (слово «памятник»

происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения,

обелиски).

Для чего возводят памятники?» (Возводят их в честь какого-либо

знаменитого человека или важного события, чтобы люди помнили этих

людей. Памятник — это напоминание нам о тех, кто внес вклад в развитие

нашей Родины).

Скажите ребенку о том, что город Полоцк славится знаменитыми

людьми. Они гордость не только родного города, но и всей нашей страны.

Многие полочане известны и за пределами Беларуси.

Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он, кто такая Евфросинья

Полоцкая? (Небесная покровительница Беларуси и города Полоцка, где она

родилась и выросла, где основала монастырь. Замечательная

просветительница сама писала книги, стихи составляла летописи,

переводила с греческого и латинского языка).

Объясните ребенку, что вы пришли на памятное место для всех жителей города. Памятник Преподобной Ефросиньи Полоцкой был открыт и освящен в 2000 году.

                                                   Немного истории

В давние времена в семье полоцкого князя родилась дочь Предслава.             С малых лет она полюбила книги и учёбу. Читая святые книги и летописи, девочка поняла, что самое главное для нее – служение своему народу и Богу. Она решила уйти в монастырь. В монастыре Предслава была названа чудесным именем Ефросинья. Это имя в переводе с греческого языка означает «Радость».

 

В келье пристроенной к стене Софийского собора жила и трудилась

Евфросинья. Однажды ей приснился ангел, который просил открыть новый монастырь. Так Евфросинья основала женский монастырь на берегу Полоты, который сохранился до наших дней. Позже Евфросинья подарила церкви дорогой крест. Изготовил его мастер-ювелир Лазер Богша. Создание такого креста было сложным и тонким ювелирным делом для полоцкого мастера. 

Мощи Евфросиньи покоятся в Полоцке, а день ее успения 23 мая (5июня)

отмечается как день библиотекаря в Беларуси.

                                           На что обратить внимание

- основные элементы памятника (одежда, предметы, надпись на памятнике)

- как чтят память о Евфросинье Полоцкой жители города? (приносят цветы,

в день памяти (5 июня) ежегодно проходят торжественные мероприятия

возле памятника).

После беседы можно прочитать стихи о Евфросинии и сделать несколько

фото на память

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему

понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или

снова вернуться к памятнику

После завершения прогулки предложите ребенку нарисовать, что ему

больше всего понравилось и запомнилось

.

 

 

 

                      Стихотворения, которые можно почитать ребенку

 

Евфросинии Полоцкой

Над обителью твоей небо синее,

Самый чудный, рассветный час.

Преподобная мать Евфросиния,

Моли Бога о нас!..

Поднимаюсь в убогую келию,

Сколько видели камни сии!

Игумения Полоцкой земли Святая наша мати Евфросинья… На крыльях годы имя пронесли, Для нас доставив свет неугасимый.

И сколько в нем таится теплоты Для каждого, кто с верой к ней приходит, И сколько излучает доброты На тех, кто утешенье тут находит.

Идут года, но близкой и родной От всех скорбей Защитницей незримой Парит она над Полоцкой землей, Нам помощь посылая ощутимо.

 

Евфросинии Полоцкой

Над обителью твоей небо синее, Самый чудный, рассветный час. Преподобная мать Евфросиния, Моли Бога о нас!..

Поднимаюсь в убогую келию, Сколько видели камни сии! Как ходить, многогрешная, смею я, Где ступали ноги твои?

Просияла ты, преподобная, Силой веры и святостью дел, Жизнь отвергнув земную, удобную, И небесный избрав удел.

Утешенье нашла отныне я И в скорбях твержу всякий раз: Преподобная мать Евфросиния, Моли Бога о нас!...

 

Желаем вам приятно провести время!

 

 

свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей Детский музей

 

Маршрут выходного дня для детей и родителей

Детский музей

 

Цель: Привлечь родителей к совместной активной деятельности, в вопросах патриотического воспитания. Развивать физические качества и способствовать оздоровлению детей во время туристического похода, развивать ловкость, выносливость. Создать атмосферу дружелюбия, повысить эмоциональный настрой.

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст: старший дошкольный возраст

Продолжительность экскурсии занимает около часа.

Как добраться:

 

Нижне-Покровская улица 46, Полоцк

Содержание беседы с ребенком по дороге к памятнику

  • Посещал ли ребенок когда-нибудь детский музей.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Как ребенок представляет детский музей. Что там может находиться»
  • Спросите у ребенка: «Что такое музей? Какие музеи он знает и посещал? Какие хочет посетить? Что интересного там видел?»
  • Поинтересуйтесь у ребенка, видел ли он когда-нибудь игрушки и предметы старого типа, с которыми играли его бабушки, прабабушки. Какие это были игрушки? Чем они отличаются от современных?).
  • Расскажите, что Детский музей был основан в 2004 году.
  • Уточните какие правила дорожного движения необходимо соблюдать.
  • Вспомните правила поведения в общественных местах.

 

 

Экскурсия по музею

Детский музей (белор. Дзіцячы музей) — единственный в своём роде детский музей в Беларуси. Экспозиция организована по принципу «кунсткамеры», где могут соседствовать различные предметы, помогающие ребёнку осваивать окружающий мир. Музей входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Был открыт 28 мая 2004 года.

Далеко не каждый, даже крупный город, может похвастаться наличием детского музея. Детский музей в Полоцке-единственный такого рода в Белоруссии. Особенность музея в том, что там экспонаты можно трогать руками и даже играть с ними. Музей входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Он был открыт 28 мая 2004 года.созданный специально для детей по инициативе ученого и педагога Джумантаевой Т.А.

 

Музей начинается прямо во дворе, где маленьких посетителей встречают добрые оригинальные скульптурные композиции из мира детских сказок.

В отличие от других музеев, здесь нет застекленных витрин и табличек «экспонаты руками не трогать». Здесь все можно трогать, рассматривать, изучать. Главная тема экспозиции музея «История привычных вещей». Создатели экспозиции сумели посмотреть на мир обычных вещей глазами ребенка, ведь для малыша даже часы – неведомый механизм, созданный волшебниками.

В музее два зала. В первом – мир измерений времени и веса. Здесь представлены коллекции часов, весов, а также колоколов. На миниатюрной колокольне в колокола можно звонить, сколько угодно.

Второй зал представляет самые разные фотоаппараты, звукозаписывающие устройства и даже самовары. В специальной витрине проходят сменные выставки «Мир моих увлечений». Белорусские школьники всей страны борются за право выставлять здесь  свои коллекции марок,открыток.(Предложите детям оставить например коллекцию открыток)

.

Все экскурсии в детском музее специально адаптированы для маленьких непосед, чтобы они не скучали и их внимание не рассеивалось. Несмотря на то, что музей сделан для детей, взрослые тут тоже мгновенно забывают о годах и вспоминают свое детство.

В музее действует компьютерный зал, где дети могут поиграть в развивающие игры, поучиться приемам работы за компьютером, увидеть фотографии с предыдущих выставок детских коллекций.По оканчанию предложите ребенку немного размяться и поиграть.

 

Игра «Тише едешь – дальше будешь»

Определяются старт и финиш. Расстояние между линиями может быть около 10-15 метров. Все игроки встают на линию старта, а ведущий (ребенок или родитель) – за линией финиша спиной к играющим.

«Тише едешь – дальше будешь», - произносит ведущий. Эту фразу он может говорить медленно или быстро, даже скороговоркой. Пока он произносит предложение, игроки стараются пробежать как можно большее расстояние по направлению к линии финиша. «Стоп!» – командует ведущий и быстро поворачивается. Все должны успеть остановится до того, как он повернется. Если ведущий заметил, что кто-то двигается, он возвращает этого игрока к линии старта. Ведущий снова поворачивается спиной и говорит: «Тише едешь – дальше будешь». Игроки в это время бегут к финишу. Побеждает тот, кто сможет пересечь линию финиша первым.

Правила Ведущий должен повернуться только после того, как проговорит слова. Игроки после команды «Стоп!» не должны двигаться.

 После посещения музея проведите с ребенком мини-викторину:

- Как называется город, в котором мы находимся?

- Чей музей мы сегодня посетили?

- Какие экспонаты музея тебе понравились больше всего?

Затем можно посетить кафе, расположенное рядом с музейным комплексом.

ЖЕЛАЕМ ВАМ ПРИЯТНОГО ОТДЫХА!

Вот и закончилось ваше путешествие. Выберите кадры фото, ещё раз вспомните с ребёнком названия места, где вы побывали.

 

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  «ПАМЯТНИК БУКВЕ «Ў»

 

 

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст ребёнкастарший дошкольный возраст

Общее расстояние от ГУО «Детский сад № 28 г. Полоцка» до «Памятника букве «Ў» состовляет 2,1 км   

Продолжительность по времени: 25 мин занимает дорога, 1 час экскурсия (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия)  

 Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

 

  1. Спросите у ребёнка "Что ты знаешь о буквах? Какие они бывают?"

 

  1. Расскажите в доступной и интересной форме о букве, что это уникальная буква, стала символом белорусского алфавита, имеет 22 порядковый номер. Такой буквы нет ни в одном алфавите мира. По статистике, проведенной учеными-лингвистами звук, обозначаемый у кратким, встречается в белорусской речи чаще всего. Именно он придает речи мягкость и мелодичность.

Ход экскурсии

 

Памятник букве «Ў» в Полоцке был установлен в 7 сентября 2003 году в юбилейный год десятого празднования дня белорусской письменности.

Не случаен выбор установки памятника в городе Полоцке – самом просвещенном древнем городе страны, тесно связанном с историей белорусского книгопечатания. Полоцк – город старейшего иезуитского коллегиума, город Симеона Полоцкого и Ефросиньи Полоцкой – небесных покровителей и просветителей белорусского народа.

Не случайно и место, где установлен памятник букве Ў – сквер, названный в честь белорусского первопечатника Франциска Скорины.

Автор памятника самой белорусской букве – выдающийся скульптор, доцент кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Финский.

Памятник сделан в виде стелы, на которой запечатлена буква Ў, а также весь белорусский алфавит. Стела может также служить солнечными часами. Когда выдается погожий день, по этим солнечным часам можно определять время суток.

У самого патриотичного памятника Беларуси проходят митинги и встречи, праздники, чествования, народные гулянья. Беларусь очень гордится тем, что в ней самое культурное и читающее население. Много средств и сил затрачивается на обучение и патриотическое воспитание подрастающего поколения.

==После посещения памятного места можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

==Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

 ==Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

 

Игры и игровые упражнения,

в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

 Пальчиковая гимнастика на букву «Д» - Дом для пчел

 

Домик маленький на ёлке,

 

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть,

пальцы растопырены (ёлка).

На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей).

"Улей" прижат к "ёлке".

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать

Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

 

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга (сверху), чередуя руки.

Стали вдруг вылетать:

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.

Раз два, три, четыре, пять.

 

 Пальчиковая гимнастика на букву «Р» - Рыбки

 

Пять маленьких рыбок играли в реке,

 

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке,

Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

 

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко".

 

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

Быстро качаем ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

 

 Пальчиковая гимнастика на букву «У» - Музыканты

 

В руки дудочку беру,

Туру- туру- туру-ру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру-ру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,

Гали-гали-гали-ли!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали-ли!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили-ли!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

Бам- бам- барарам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались по кустам!

Бег на месте.

 

 Стихи про буквы

«Буква «А»

Буква «А» всему глава,

У нее солидный вид,

Потому что буква «А»

Начинает Алфавит!

Астры, аисты, аптеки

С буквой «А» дружны навеки!

«Буква «У»

Интересной нахожу,

Я, ребята, букву У.

Уголь нам дает тепло,

Ураган несет бревно.

Узел держит две веревки.

Умный уж в охоте ловкий.

Угол есть для наказанья.

Ульяна занята вязаньем.

 “Бусел” Васіль Вітка

Даўнаногі землямер

Схапіў жабу за каўнер,

Па траве павалачыў,

У канаве намачыў,

Вострым носам дзеўбануў,

Уздыхнуў і – праглынуў.

 

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку в виде буквы из бумаги, картона или пенопласта.

 

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  «КРАСНЫЙ МОСТ»

 

 

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст ребёнкастарший дошкольный возраст

Общее расстояние от ГУО «Детский сад № 28 г. Полоцка» до «Красного моста»: 6,9 км   

Продолжительность по времени: 28 мин занимает дорога, 1 час экскурсия (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия)  

 

 

 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

 

  1. Спросите у ребёнка знает ли он «Почему мост носит название «красный»?

 

  1. Расскажите в доступной и интересной форме о войне 1812 года (война, которая была очень давно – более 200 лет назад. А началась эта история во Франции, в конце XVIII века, когда генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране и провозгласил себя императором. И захотел этот император завоевать весь мир, собрал огромное войско пошел войной на соседние страны: Испанию, Италию, Пруссию, Австрию и все эти страны ему покорились. И решил Наполеон захватить страну – Россию. И в итоге русский народ одержал победу).

Ход экскурсии

Мост через Полоту по улице Рижской (в советский период — ул. Фрунзе, сегодня — ул. Евфросинии Полоцкой) существует давно. На городских планах он появляется в XVIII веке. Мост был деревянным, часто разрушался, часто перестраивался.

Название «Красный» мост получил после штурма Полоцка 7 октября 1812 года, в память о кровопролитном сражении между русскими и французскими войсками в ходе Отечественной войны 1812 года. После боя деревянный настил моста стал буквально красным от крови.

В 1975 году, вместо деревянного, построили бетонный мост, на левом берегу установили новый мемориальный знак, известный сегодня каждому полочанину.

Фонарь и герб Полоцка: щит, в синем поле которого изображен плывущий корабль с серебряными парусами. Город являлся крупным торговым центром и находился на пути "из варяг в греки".

Городище обнаружено в 1928 году. Памятный знак рядом с Красным мостом указывает место столицы Рогволода и его дочери Рогнеды. Еще до прихода кривичей в VIII-IХ веках существовало небольшое поселение восточных балтов. Рядом с мостом стоит каменная плита с надписью.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

 

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

 

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку или постройте мост из игрового конструктора, обыграйте ее.

 

 

свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей историко-культурный комплекс «Урочище Пески»

Маршрут выходного дня для детей и родителей историко-культурный комплекс «Урочище Пески»

 

Вид маршрута: пеший.

Рекомендуемый возраст ребенка: средний, старший дошкольный возраст.

Общее расстояние от ГУО «Детский сад №28 г. Полоцка» до комплекса «Урочище Пески»: 3000 м.

Продолжительность по времени:3-4 часа (в зависимости от интереса ребенка и степени самочувствия).

По ходу маршрута дорога частично заасфальтирована.

Опасные участки по ходу маршрутов определены и зафиксированы на карте:

- переход проезжей части;

-переход перекрестка;

-движение вдоль близко расположенной проезжей части.

 

Содержание беседы с ребенком по ходу движения маршруту

  • Спросите, у ребенка знает ли он, что-нибудь о войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день который нельзя забыть. В этот далекий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчики скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, сто мирную жизнь разрушит война. На нашу родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

  • Поинтересуйтесь у ребенка: «Что и где ты слышал о войне? Как дты думаешь мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героя войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка: «Что такое памятник? Для чего их возводят? (слово «памятник», «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят в их честь какого - либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжелое время войны. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
  • Спросите у ребенка: « А нашем городе Полоцке, есть памятники ВОВ?» (Памятник «Освободителям Полоцка»,  Памятник героям Отечественной войны, Памятник 23 воинам - гвардейцам в Полоцк, Курган Бессмертия, Музей боевой славы. А еще в городе недавно открыли новый мемориальный комплекс «Урочище Пески»).
  • Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место.
  • КЕ

Ход экскурсии.

              Историко-культурный комплекс «Урочище Пески» начинается  с лестницы и символической арки в виде креста, рядом расположена небольшая каплица, а на мемориале стоит Стена памяти с именами погибших.

Далее маршрут проходит по аккуратным дорожкам, выложенные плиткой. Обратите внимание ребенка, что здесь стоит часовня, на Стене памяти — фамилии погибших, которые удалось установить, а также символы различных конфессий и религий — православия, католицизма, иудаизма и ислама.

Урочище Пески - массовое захоронение времен Великой Отечественной войны в Полоцке (рядом со Спасо-Евфросиниевским монастырем). В годы войны здесь размещался немецкий пересыльный лагерь для советских военнопленных "Дулаг-125". Сюда же привозили расстрелянных и повешенных из гражданского лагеря "Громы", закапывали заключенных городской тюрьмы и гестапо. На месте бывшего лагеря захоронены десятки тысяч жертв нацизма.

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – это символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о ком-либо трагическом событии и погибших в нем людях, минута молчания как правило длиться, менее одной минуты).

Предложите ребенку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призвать ребенка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

Подвести с детьми итог экскурсии на мемориальный комплекс «Урочище Пески».

«Урочище Пески» - огромная братская могила. В ней покоятся останки десятков тысяч военнопленных и гражданского населения, замученных и убиты нацистами. Мемориальный комплекс стал символом памяти жертв войны".

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду.
  • Будет уместным рассказать ребенку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребенка, что ему понравилось, хотел бы он посетить еще какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на мемориальный комплекс «Урочище Пески».
  • Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  «МУЗЕЙ-КВАРТИРА ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.М. ТУСНОЛОБОВОЙ-МАРЧЕНКО»  

 

Вид маршрута: автомобильный

Рекомендуемый возраст ребёнкастарший дошкольный возраст

 Общее расстояние от ГУО «Детский сад № 28» до «Музей-квартира Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко»: 4,4 км   

Продолжительность по времени: 9 мин занимает дорога, 2 часа экскурсия по музейному комплексу (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия)   

 Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Полоцке есть памятники воинам ВОВ?» (памятник «Освободителям Полоцка», Памятник героям Отечественной войны 1812 года, Памятник 23 воинам-гвардейцам, Мемориальный комплекс «Курган Бессмертия»).

Ход экскурсии

Со страниц школьных учебников истории её имя знают все. А в этом музее вы узнаете гораздо больше, чем может вместить один абзац. Во время Великой Отечественной в рядах Красной Армии служило около миллиона женщин. За мужество и героизм 90 из них получили звание Героя Советского Союза, в том числе 17 женщин-медиков. Среди них была и знаменитая полочанка – Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко. 3 июля 1987 года в одной из комнат дома, где проживала Зинаида Михайловна, был открыт музей-квартира – единственный в Беларуси мемориальный музей, посвященный женщине, ставшей примером стойкости духа и жизнелюбия.

Возле входа установлен памятник Зинаиде Михайловне (автор работы – полоцкий скульптор В.А. Гончаренко). Всего на 15-ти квадратах квартиры – 127 экспонатов: личные вещи, снимки и документы с фронта, грамоты, письма, послевоенные фотографии. Все эти предметы рассказывают о детстве и юности выдающейся женщины, её участии в боях Великой Отечественной, лечении в военном госпитале, а также семейной жизни и общественной работе в послевоенное время. Два года назад музей-квартира приобрел обновленный вид: его отремонтировали и провели реэкспозицию.

Первый экспозиционный зал посвящен истории зарождения и роста движения «За Зину Туснолобову!» и участию Зинаиды Михайловны в послевоенной общественной жизни.

В мае 1944 года в газете «Вперед на врага» было опубликовано письмо-обращение Зинаиды Михайловны к бойцам I Прибалтийского фронта. Женщина рассказала, как, вынося раненых с поля боя, сама была ранена и в 23 года осталась без рук и ног, и что теперь не может обойтись без посторонней помощи. В своём обращении Туснолобова-Марченко просила бойцов бить врага ещё сильнее, отомстить за нее и за ее родной город Полоцк.

Письмо воодушевило солдат на всех фронтах. На танках и самолетах, освобождавших Полоцк, были надписи «За Зину Туснолобову!».

6 декабря 1957 года З.М.Туснолобова-Марченко была удостоена высокого звания Героя Советского Союза

Её героическая и вместе с тем трагическая история стала известна всему миру. Зинаида Михайловна в течение всей послевоенной жизни получала письма и подарки из различных стран.

Второй зал музея дает представление об основных этапах нелегкого жизненного пути известной женщины. Экспозиция рассказывает о детстве Зинаиды, причинах переезда ее семьи в Сибирь, о ее учебе и начале трудовой деятельности.

 Значительное место в экспозиции занимают фотографии и документы, посвященные деятельности Зинаиды Михайловны на фронтах Великой Отечественной войны: как она попала на фронт, чем себя проявила, какими наградами была награждена. Всего за 8 месяцев пребывания на фронте совсем юная девушка вынесла с поле боя 128 раненых.

Здесь вы подробно узнаете о ранении Зинаиды Михайловны в бою под Курском. Тяжелораненая медсестра сутки пролежала на поле боя среди трупов, получила сильное обморожение. По счастливой случайности её нашли возвращавшиеся с задания разведчики и доставили в госпиталь. Там у Зинаиды Михайловны начала развиваться гангрена – сказалось сильное обморожение конечностей. За несколько месяцев лечения она перенесла 8 операций, которые спасли ей жизнь, но навсегда лишили рук и ног. Это та цена, которую пришлось заплатить, чтобы выжить. Подробно узнавая историю З.М. Туснолобовой-Марченко, вы поверите в несломленный дух человека, который нашел в себе силы жить дальше, несмотря ни на что.

На снимках представлен и послевоенный период жизни Зинаиды Михайловны, не менее героический для женщины, потерявшей конечности – создание семьи, рождение детей, работа диктором на местном радио, общественная деятельность.

Зинаида Михайловна была удостоена высшей награды Международного Красного Креста – медали им. Флоренс Найтингейл. Человеком-легендой её называли при жизни, и такой она осталась в сердцах людей. Спросите любого полочанина: здесь помнят о судьбе женщины-солдата, женщины-матери, женщины-Героя.

Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

 Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.                    сжимаются и разжимаются.   

 

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»     

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

 

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

 

Два — сметливых молодца.

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.                   

Два мизинца — коротышки-             

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

 

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды. Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, — Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 ***

Я мечтаю стать солдатом Я мечтаю стать ребята Замечательным солдатом. Охранять свою страну, Маму — мамочку мою. Арсенал мой небольшой Танк военный заводной. Автомат, гранаты есть. Отдаю я папе честь!

Ирина Червякова

***

Клятва мальчиша Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть? Я хочу солдатом в армии служить! Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать; Сильным, ловким, смелым мне придется стать. Я свою Отчизну от лихих врагов, Не жалея жизни, защищать готов! Если станет серым небо над страной, Окажусь я первым на передовой. Мне бы только надо вырасти скорей, Чтобы стать солдатом армии своей!

Анна Штро

 

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • побеседуйте с ребенком о труде медсестры, о необходимых медицинских инструментах для оказания помощи.

 

свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей Софийский собор

 

Цель: способствовать воспитанию уважения к прошлому и интереса к истории родного города.

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст: старший дошкольный возраст

Продолжительность экскурсии занимает около часа.

Как добраться: Замковая ул. 1, Полоцк

Контакты: 8 0214 42-53-40

 

Содержание беседы с ребенком по дороге в музей

  • Спросите у ребенка знает ли он что такое музей? (это место, где собраны различные коллекции вещей. Музеи бывают художественные, технические, литературные, краеведческие, исторические)
  • Поинтересуйтесь, знает ли ребенок как называются вещи, которые собраны в музее? Как называются люди, которые приходят в музей?
  • Если вы когда-нибудь бывали в музее со своим ребенком, напомните ему об этом
  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он что-нибудь о Полоцком краеведческом музее
  • Расскажите, что Экспозиция музея размещается в Софийском соборе, памятнике архитектуры середины XI — середины XVIII веков

  

Экскурсия по Софийскому собору

Музей открыт для посещений в 1987 году. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры самой древней каменной постройки на территории современной Беларуси, о многочисленных перестройках, ремонтах и последней реставрации памятника. В Софийском соборе можно увидеть фрагменты кладки ХІ века, практически полностью сохранившийся фундамент, а также фресковые росписи конца ХІ в. Концертный зал в Софийском соборе открыт в 1983 году.

Полоцкий Софийский собор — первая страница почти 1000-летней архитектурной летописи старейшего белорусского города. Войны и пожары неоднократно изменяли первоначальный вид храма. После взрыва, который произошёл в 1710 г., он был практически полностью перестроен.

В экспозиции музея можно увидеть фрагменты кладки XI в., практически полностью сохранившийся древний фундамент, фрагменты фресковой росписи конца XI в. Экспонаты музея рассказывают об истории архитектуры самой древней каменной постройки на территории Беларуси, о многочисленных перестройках и последней реставрации памятника.

В экспозиции Музея истории архитектуры Софийского собора представлено 120 музейных предметов основного и вспомогательного фондов. Наиболее широко представлена коллекция археологии – 57 предметов. Собор внесён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и охраняется государством.

В интерьере Софийского собора, возрождённого униатами в середине XVIII в., также присутствовали деревянные скульптуры святых. Они размещались как в главном, так и в боковых алтарях. К сожалению, оригинальные скульптуры собора не сохранились. В настоящее время в экспозиции музея представлена коллекция деревянной культовой скульптуры из фондов Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

После обзорной экскурсии можно посетить концертный зал Софийского собора и насладиться органной музыкой.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребенка, что ему понравилось, хотел бы он посетить еще какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне

 

 

свернуть

Маршрут выходного дня для детей и родителей Полоцкий краеведческий музей

Вид маршрута: пеший

Рекомендуемый возраст: старший дошкольный возраст

Продолжительность экскурсии занимает около часа.

Как добраться: Нижне-Покровская улица 11, Полоцк

Контакты: 80214422715

 

Содержание беседы с ребенком по дороге в музей

  • Спросите у ребенка знает ли он что такое музей? (это место, где собраны различные коллекции вещей. Музеи бывают художественные, технические, литературные, краеведческие, исторические)
  • Поинтересуйтесь, знает ли ребенок как называются вещи, которые собраны в музее? Как называются люди, которые приходят в музей?
  • Если вы когда-нибудь бывали в музее со своим ребенком, напомните ему об этом
  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он что-нибудь о Полоцком краеведческом музее
  • Расскажите, что Полоцкий краеведческий музей был основан в 1919г.
  • Уточните какие правила дорожного движения необходимо соблюдать.
  • Вспомните правила поведения в общественных местах.

 

Экскурсия по Полоцкому краеведческому музею

Посещение музея начинается с обзорной экскурсии «Полоцк: от истоков к современности»

Полоцк – древнейший из городов. На нем следы всех эпох, всех крупных событий, которые пережила наша земля.

Полоцкий краеведческий музей удивит вас еще до того, как вы войдете. Дело в том, что он расположен в здании бывшей лютеранской кирхи, основанной в XIX-XXв. Здесь вам расскажут историю Полоцка, предоставив возможность ознакомиться с более чем 1000 экспонатов.

Фонд музея уникален, ведь посетители могут увидеть столько археологических объектов культурного наследия – от костей мамонтов до средневекового оружия.

Значительная часть выставки посвящена важным в становлении Полоцка историческим событиям. Славится краеведческий музей и своими интерактивными методиками проведения экскурсии, среди которых выездные и обзорные экскурсии.

Значительная часть выставки посвящена важным в становлении Полоцка историческим событиям. Славится краеведческий музей и своими интерактивными методиками проведения экскурсии, среди которых выездные и обзорные экскурсии.

В музее хранится много археологических находок, которые были обнаружены во время раскопок. Посетители могут увидеть изготовленные далеким предком кремневые ножи, наконечники стрел, скребки.

Интересная этнографическая экспозиция «Уголок белорусской избы конца XIX-начала XXв. Показывает крестьянский быт, национальную одежду, украшения, обувь, повседневную утварь.

Интересные экспозиции посвящены двум мировым войнам, пронесшимся по Полоцку – Первой и Второй.

После экскурсии можно прогуляться по набережной реки Западная Двина, посидеть в сквере в тени раскидистых деревьев, утолить жажду.

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение

Возвращаясь с экскурсии, можно поинтересоваться у ребенка, что ему понравилось в музее, хотел бы он посетить еще какой-нибудь музей.

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ  «МУЗЕЙ БОЕВОЙ СЛАВЫ»

Вид маршрута: автомобильный

Рекомендуемый возраст ребёнкастарший дошкольный возраст

Общее расстояние от ГУО «Детский сад № 28» до «Музея Боевой Славы»: 6,9 км   

Продолжительность по времени: 14 мин занимает дорога, 2 часа экскурсия по музейному комплексу (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия)   

 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Полоцке есть памятники воинам ВОВ?» (памятник «Освободителям Полоцка», Памятник героям Отечественной войны 1812 года, Памятник 23 воинам-гвардейцам, Мемориальный комплекс «Курган Бессмертия»).

Ход экскурсии

Первый зал музея знакомит посетителей с героической обороной Полоцка от гитлеровских захватчиков (27 июня – 16 июля 1941 года), а также с жизнью города и полочан в период нацистской оккупации (июль 1941 – июль 1944 годов). Среди экспонатов зала – документы, рукописи по организации обороны г. Полоцка от гитлеровских захватчиков, фотографии и личные вещи участников обороны г. Полоцка, полоцкого патриотического подполья и полочан – участников Битвы за Москву.

 В экспозиции, отражающей оккупационный режим в Полоцке, представлены немецкие документы, фотографии узников. Один из наиболее ценных экспонатов – платье узницы концлагеря «Освенцим» полочанки В.Г. Зеленкевич с номером «700098».

 Второй зал музея – «Партизанское движение на Полотчине». Экспозиция освещает организацию и боевую деятельность партизанских отрядов и бригад Полоцкого региона, деятельность партизанских медиков. Здесь посетитель узнает о Полоцко-Лепельской партизанской зоне, об операции по спасению детей Полоцкого детского дома. В экспозиции представлены фотографии, боевые документы, предметы снаряжения, личные вещи, награды участников боёв. В экспозиции можно увидеть личные вещи легендарных партизанских командиров – М.С. Прудникова, Д.В. Тябута, П.Н. Киселева и др.

 Экспозиция третьего зала повествует о наступательной операции «Багратион», в ходе которой территория Беларуси была освобождена от немецких войск, а также о Полоцкой наступательной операции как её составной части, в результате которой был освобождён Полоцк. С 1 января 2020 года третий зал закрыт на реэкспозицию.

Ежегодно Музей боевой славы готовит для посетителей временные экспозиции, которые дополняют и расширяют представления о весомом вкладе полочан в Великую Победу, раскрывают новые страницы минувшей войны. В период 2010–2020 гг. коллектив музея презентовал временные экспозиции музея: «Полочане – кавалеры полководческих орденов», «Великая Победа. Память без срока давности», «Цена оккупации», «Курган Бессмертия – 50 лет в истории г. Полоцка», «Сердце – пламенный мотор», «Полоцкий гарнизон – 100 лет в истории Белорусской армии», «Полоцк 1944» и другие.

Топ 5 наиболее интересных экспонатов музея

  • Немецкая авиабомба

Немецкая авиабомба, сброшенная на станцию Дретунь под Полоцком 3 июля 1941 года. Бомба не взорвалась. Вместо заряда в неё была вложена записка с текстом «Мы любим Советский Союз, мы не хотим войны...».

  • Роба узницы лагеря «Освенцим»

 Платье узницы концлагеря «Освенцим» полочанки В.Г. Зеленкевич с номером «700098».

  • План - карта г. Полоцка, выполненная подпольщиком Н.А. Манисом

План г. Полоцка, выполненный полоцким подпольщиком Н.А. Манисом, с нанесёнными на него немецкими военными объектами. План использовался лётчиками Авиции дальнего действия Красной армии при нанесении ударов по немецким стратегическим объектам в городе в 1943 году.

  • Типографский станок

 Оригинальный типографский станок 3-й Белорусской партизанской бригады, на котором печатали полоцкую подпольную газету «Бальшэвіцкі шлях».

  • Муляж колонны Рейхстага с надписью «Бонифаций Еронько из Полоцка 2 мая 1945 года»

Полочанин Б.И. Еронько прошёл всю войну и в составе 248-й Одесской стрелковой дивизии участвовал в штурме здания Рейхстага.

Перед зданием музея – один из символов Великой Отечественной войны, 152 мм гаубица Д-1. Она считалась весьма совершенным для своего времени орудием и, к слову, применялась практически во всех вооруженных конфликтах середины и конца XX века. Возле входа также можно заметить несколько противотанковых ежей.

Обратите внимание ребёнка, что также перед музеем располагается аллея с именами Героев Советского Союза (уважаемые родители, если на плите высечено имя вашего родственника, расскажите о нем).

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

 Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем материал с играми, стихами, загадками, упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

 Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.                    сжимаются и разжимаются.   

 Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»     

Пальцы эти — все бойцы

Удалые молодцы.

Два — больших и крепких малых.

 

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

 

Два — сметливых молодца.

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.                   

Два мизинца — коротышки-             

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

 

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Сжимают и разжимают пальцы.

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

Показывают указательные пальцы.

Показывают средние пальцы.

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

Сжимают и разжимают пальцы.

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

Хлопают в ладоши.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

***

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды. Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

***

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух, — Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя, и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 ***

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

 Н. Найденова

 ***

Я мечтаю стать солдатом Я мечтаю стать ребята Замечательным солдатом. Охранять свою страну, Маму — мамочку мою. Арсенал мой небольшой Танк военный заводной. Автомат, гранаты есть. Отдаю я папе честь!

Ирина Червякова

***

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 ***

Клятва мальчиша Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть? Я хочу солдатом в армии служить! Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать; Сильным, ловким, смелым мне придется стать. Я свою Отчизну от лихих врагов, Не жалея жизни, защищать готов! Если станет серым небо над страной, Окажусь я первым на передовой. Мне бы только надо вырасти скорей, Чтобы стать солдатом армии своей!

Анна Штро

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку танка (можно использовать губки для мытья посуды).

 

свернуть

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «МУЗЕЙ БЕЛОРУССКОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ»  

 

  • Вид маршрута: пеший  
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст
  •  Общее расстояние от ГУО «Детский сад № 28 г. Полоцка» до «Музея белорусского книгопечатания»: 2,4 км.
  • Продолжительность по времени: 30 мин занимает дорога, 2 часа экскурсия по музейному комплексу (в зависимости от интереса ребёнка и степени самочувствия) 
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.

Содержание беседы с ребёнком по дороге в музей.

Спросите у ребёнка, знает ли он что такое “музей”? Для чего их создают? (это место, где собраны различные коллекции вещей. Музеи бывают художественные, технические, литературные, краеведческие, исторические).

Поинтересуйтесь, знает ли ребёнок, как называются вещи, которые собраны в музее? (экспонаты).

Спросите, как называют людей, которые приходят в музей? (экскурсанты).

Если Вы когда-нибудь бывали в музее со своим ребёнком, напомните ему об этом.

Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он что-нибудь о «Музеи белорусского книгопечатания»?

Расскажите, что этот музей посвящен книге, он знакомит с историей создания письменности, письменных принадлежностей, книжной иллюстрации.

  Экскурсия по музейному комплексу 

         Музей начинается с изображений известных белорусских просветителей. Там можно увидеть портрет Ефросиньи Полоцкой, Кирилы Туровского, Франциска Скорины, Василия Цяпинского, Сымона Будного.

 

 Белорусскую книжную культуру невозможно рассматривать вне контекста мировой. Поэтому в начале экспозиции представлены разные формы книг и письма, которые когда-либо существовали. В витринах музея можно увидеть книги на пальмовых листьях, на папирусе, еврейскую Тору к. XVIII – н. XIX вв., которая была найдена в Полоцке, имеет форму книги-свитка и написана на пергаменте.

Представлены в музее книга-гармошка (такая форма книги была характерна для Китая), книга-кодекса (самая удобная форма книги на сегодня). Часть экспозиции этого же зала связана с историей восточнославянской книги. Здесь представлены портреты Кирилла и Мефодия, слайд с изображением Борисового камня с надписью 12 века «Господи помози рабу своему Борису». В этом же зале можно увидеть, как выглядет берестяная грамота, найденая в Новгороде, в которой упоминается имя Гавки Полочанина. Именно поэтому грамота представлена в музее.

 

Следующий зал посвящен бумаге как основному материалу для изготовления книг. В 1524 году в ВКЛ появилась первая бумажная мельница. До этого бумага была привозная. Её завозили из Европы с 14 века. Основным сырьем для изготовления бумаги в те времена было тряпье. С середины 19 века уже основным сырьём становится древесина. В этом зале можно увидеть гравюры, на которых показаны этапы создания бумаги. Здесь же представлены образцы бумаги ручного изготовления и для сравнения современная бумага машинного производства.

Первые книги на белорусских землях были рукописные. Отдельный зал посвящён рукописной книге. Здесь можно увидеть, как выглядели самые древние белорусские книги и мастерскую монаха-переписчика — скрипторий. Создание рукописной книги занимало несколько месяцев. С утра до вечера монах успевал переписать 2-3 страницы, время создания зависела от размера и объёма книги. Есть книги, которые переписывались несколько лет. Книги в основном переписывались церковные. Светских книг было очень мало.

В музее есть отдельный зал, посвященный Франциску Скорине. Его считают белорусским и восточнославянским первопечатником.

Кроме материалов, связанных с биографией первопечатника, в музее представлены и книги Скорины. На территории Беларуси оригинальные издания Франциска Скорины хранятся в Национальной библиотеке. Тем не менее, посетители могут увидеть качественные копии, с гравюрами, буквицами и заставками. Исследователи отмечают, что книги Скорины отличаются высоким издательским уровнем.

В музее находится первая конституция Европы – статут ВКЛ. Слова «Конституция» в названии нет, но, если рассматривать содержание книги, там как в конституции были статьи, в которых оговаривается устройство государства, права и обязанности людей, живущих в нем. Статут издан в 1588 году на белорусском языке.

В музее можно увидеть оригинальные журналы и газета начала XX века и даже самый первый в Беларуси журнал «Месячник Полоцкий». Он издавался в Полоцке при Полоцкой иезуитской академии на польском языке в 1818 и в январе 1820 года.

Завершает экскурсию по музею скульптура “Прысвячэнне роднаму слову”. О последнем экспонате гид рассказывает информацию на белорусском языке, даже если группа из России. Работа символизирует разные этапы в развитии белорусского языка. Чёрные, обожжённые части скульптуры – это те периоды белорусской истории, когда язык уничтожался и запрещался. Лучшие – это периоды расцвета. В одной руке у скульптуры храм: книги пришли в Беларусь с принятием христианства и переписывались долгое время в монастырях. Нимб являет собой символ святости. Автор подчёркивает, что язык и культура в жизни каждого народа должны быть святыми. Войницкий слова «Родная мова» оставил на лучшей стороне книги, так он высказал надежду, что белорусы и все народы будут беречь и охранять свои национальные языки.

Музейные занятия

На базе музеев Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника проводится цикл музейно-педагогических программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью таких программ является способствование формированию исторического сознания, ценностного отношения к культурному наследию через приобщение к музейному предмету.

В рамках программ «Музейный калейдоскоп» (для детей 5 лет), «История привычных вещей» (для детей 6 лет), «Мы пришли в музей» (для детей 7 лет), «Мой древний город» (в 2 частях; для детей 8 и 9 лет) занятия проходят в Музее белорусского книгопечатания, а также в Музее-библиотеке Симеона Полоцкого. Кроме того, на базе музея проводятся занятия для школьных лагерей и Клуба выходного дня «Дошколёнок».

 

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем Вам стихи, загадки и упражнения.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома             

 

*****

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать книжки.

Ведь читать их интересно,

Для развития полезно.

Книги разные бывают:

Веселят и поучают;

И с картинками, и без;

Про моря, волшебный лес.

И сегодня, в праздник книги,

Вам скажу я без интриги:

Если с книжкой с детства дружишь,

В жизни многое заслужишь.

*****

У кнігарні

Начало формы

Конец формы

Мы прыйшлі ў кнігарню з мамай. На паліцах — безліч кніг! Тоўстых, тонкіх — розных самых, Цэлы свет — у кніжках тых!

— Я куплю табе во гэту... Гэту й гэту варта ўзяць... Ты пра ўсе краіны свету З гэтых кніжак будзеш знаць.

— О, як добра! Дзякуй, мама! Я пра іх чытаць люблю. Толькі б знаць хацеў таксама Я й пра нашую зямлю.

Пра яе лясы і рэкі, Пра забытыя гады, Пра той шлях з вараг у грэкі I пра казкі-гарады.

I яшчэ — за што, няйначай, Буду ўдзячны я ўдвайне — Ты купі на мове нашай, Беларускай, кніжку мне.

 

Мой край Мая зямля, мой родны дом Завецца Беларуссю. Я знаю: пад тваім крылом Заўсёды прытулюся. У час трывогі і бяды З табою мы адзіныя, З любоўю шчыраю заўжды Заву цябе Радзімаю. (Валерыя Бароўская)

 

Предложите ребёнку отгадать загадки   

   Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, нужно грамоте учиться. (Книга.)

   Снаружи смотришь – дом, как дом, но нет жильцов обычных в нём. В нём книги интересные стоят рядами тесными. На длинных полках вдоль стены вместились сказки старины, и Черномор, и царь Гвидон, и добрый дед Мазай. Как называют этот дом? Попробуй угадай! (Библиотека.)

 У стены большой и важный дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

  С подругами и сёстрами она приходит к нам. Рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета.)

 Тридцать три Богатыря к нам пришли из букваря. Каждый ростом не велик, а учиться всем велит. Расскажут детям, о всём на свете. (Буквы.)

 

Примерные задания после завершения прогулки:  

предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

сделайте вместе с ребенком изделие из бумаги;

  • сделайте вместе с ребёнком книжку-раскраску.
  •  

 

Побеседуйте с ребенком о книжках, спросите какая его любимая книга или сказка.

Примерные вопросы:

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? (ребята давайте жить дружно!)

Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

Где девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (на берегу реки, под яблоней, в печке)

Что болело у бегемотиков? (Животики)

Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

Название какого изделия из камня стало названием сборника сказок Павла Бажова?

(Малахитова шкатулка)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

 

Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их:

 

«Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде»

«Золото добывают из земли, а знания – из книги»

«Книгу читаешь – на крыльях летаешь»

«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»

«Испокон века книга растит человека»

«Прочёл новую книгу – встретился с другом»

«Ум без книги, как птица без крыльев»

«Хлеб питает тело, а книга – разум»

Желаем вам приятно провести время!

 

свернуть