Советы музыкального руководителя

Зачем вашему ребёнку нужна музыка?

Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение:

  • развивает воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
  • обогащение словаря ребенка;
  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и музыкального руководителя, и воспитанника;
  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
  • пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечно-сосудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными биофизиками отмечено удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цельдоставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

 

свернуть

Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольников

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Терапевтическое влияние музыки через слушание музыкальных произведений помогает стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, располагает его к позитивному общению. А игровые приемы музыкотерапии (музыкальные игры, инсценировки песен) понятны и близки детям, располагают к высокой активности в данном виде деятельности.

         Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности. К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст. В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

         Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Существует активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство. К слушанию музыки относятся: беседы или занятия, когда музыка звучит фоном; специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного; упражнения на внутреннее слышание. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание может быть представлено следующими видами: прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Музыкопробуждение. Включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна. Музыкосон. Прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей.

Музыконаслаждение. Слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психоэмоционального расслабления.

Методика развития коммуникативных способностей детей в процессе музыкальных занятий.

         Целью занятий по предлагаемой методике является психопрофилактика нарушений в сфере общения детей с помощью музыки. Основные принципы методики:принцип ориентации на целостность восприятия образа человека: предполагает признание равной значимости речевых и невербальных манифестаций личности ребенка; принцип «фольклорной игры»: предполагает участие в занятиях детей различной музыкальной одаренности. Многообразие предлагаемых форм творческого самовыражения, игровые построения занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливают высокий уровень эмоциональной отдачи. Принцип способствует стимуляции и развитию детской фантазии. Он служит средством активизации социального поведения ребенка. Работа по этому принципу ведет к развитию индивидуального творческого самовыражения, так как наряду с коллективным исполнительством, предоставляет каждому воспитаннику определенную роль. Принцип является средством поддержания интереса к музыкальным занятиям, так как отвечает физическим (разрядка энергии), социальным (осмысленное коллективное обучение), интеллектуальным (индивидуальная творческая самореализация) запросам дошкольников. - принцип множественного и концентрированного воздействия. Данный принцип предполагает осознание многомерности воздействия всей системы занятий на коммуникативную сферу личности, то есть каждое упражнение наряду с решением определенной цели одновременно косвенно решает и иные задачи по развитию коммуникативных способностей. - принцип «педагогического доверия» основан на вере педагога в возможности каждого ученика. Результатами работы по принципу является всесторонне раскрытие личности ребенка, поверившего в свои собственные возможности. Творческий процесс на музыкальных занятиях один из наиболее интересных и любимых детьми. Элементарное музицирование дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя: придумать интонацию, изменить придуманное, сыграть, «изобрести» способ игры, показать его в различных движениях, украсить жестом, соединить все вместе, по частям и т.д. Процессу варьирования нет конца, он всегда открыт и ограничен лишь фантазией и желанием музицирующих продолжать игру с данным материалом до тех пор, пока он представляет интерес, а также учит детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом мы видим, что музыка, а музыкотерапия в частности, оказывает положительное воздействие на развитие коммуникативных способностей детей.

свернуть

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях современной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями, склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Особенно эффективно проводить оздоровительную работу с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Ведь именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека, способствующим укреплению психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, через восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические  движения, игры на детских музыкальных инструментах и двигательную  активность ребенка.

Музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств воздействия на физическое развитие ребёнка. Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, ритмопластика) используемые на музыкальных занятиях развивают не только музыкальные способности, но и помогают укреплять здоровье ребёнка.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Но главное музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека.

На музыкальных занятиях актуальным является использование следующих здоровьесберегающих технологий:

  1. Валеологические песенки-распевки. Каждое музыкальное занятие начинается с таких песенок – распевок. Любая весёлая мелодия поднимает детям настроение, улучшает эмоциональный настрой.
  2. Дыхательная гимнастика. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, способствует восстановлению ЦНС, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
  3. Артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
  4. Игровой массаж. Нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата. Снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей.
  5. Пальчиковые игры. Позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев, формируют образно-ассоциативное мышление на основе народного творчества.
  6. Речевые игры. Использование на занятиях речевых игр развивает музыкальный слух. Основой служит детский фольклор. В речевых играх текст поётся хором, соло или дуэтом. Помогают укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в тесной связи с речевым. К звучанию могут добавляться музыкальные инструменты, звучащие жесты,
  7. Логоритмические упражнения. Направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации, расширение словарного запаса, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и педагога.
  8. Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы: они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, Упражнения по ритмопластике проводятся в основном во время танцев и драматизаций.

Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени, но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для их здоровья и эмоционального благополучия.

 

свернуть

Формы музыкального воспитания детей в летний оздоровительный период

 

Традиционно в дошкольном учреждении принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:

— организованная музыкальная деятельность;

— самостоятельная музыкальная деятельность;

— музыка в повседневной жизни;

— праздники, развлечения.

В летний период музыка в детском саду звучит во время игр, на развлечениях, прогулках, в повседневной жизни.

Организованная музыкальная деятельность:

— дети поют, танцуют, слушают музыку, играют на детских музыкальных инструментах, читают стихи, инсценируют сказки.

Самостоятельная музыкальная деятельность выражается в нескольких формах:

— сюжетно-ролевая игра

Сюжет игры, тему выбирают дети, например, «Игра в оркестр», «Музыкальный магазин» «Музыкальная шкатулка», «Игра в театр», «Музыкальное занятие», «Ищем таланты», «Народный артист», «Концерт по заявкам» и т. д.;

— игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальные движения;

— музицирование. (игра на музыкальных инструментах.)

Музыка в повседневной жизни в летний период объединяет все формы музыкальной деятельности:

— музыка в быту:

• слушание музыки в «живом исполнении» и в записи;

• самостоятельное музицирование детей;

• утренняя гимнастика под музыку;

• игры и упражнения (игры-забавы, игры-упражнения);

Летние праздники дарят детям веселые игры и соревнования, шутки и смех.

• различные виды развлечений:

• «неожиданные» импровизированные праздники;

• беседы-концерты;

• спектакли, театральные постановки;

• игры, развлечения, хороводы;

• празднование дня рождения;

• кукольные и теневые театры;

• досуги.

Музыка  также звучит во время игр, рисования, что создает особое настроение, направлена на непроизвольное восприятие и внимание детей. Ребята слушают различные по стилям и жанрам музыкальные произведения (классические, народные). Слушание музыки проходит как с установкой на ее восприятие, так и без установки. При этом дети получают разнообразные музыкальные впечатления.

Варианты нетрадиционных форм организации музыкальной деятельности

1. Музыкальные проекты:

— «Маленькие звездочки».

— «Коса -девичья краса».

— «День игры»

— «Фестиваль искусств»

Проектная деятельность концентрируется вокруг тем, включающих основные компоненты воспитания дошкольников. В этих творческих проектах участвуют все группы детского сада, воспитатели, бывшие воспитанники, родители. 2.Экологические («День защиты окружающей среды», «Праздник цветов», «Ребятам о зверятах», «Берегиня», «Ладушка»).

Содержание экологических праздников направлено на обогащение знаний детей о природе, воспитание бережного, заботливого отношения к ней. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок рос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и смеяться от души. Особенность этой группы праздников в том, что они часто носят итоговый характер, завершают практическую работу. Подготовка и проведение праздников позволяют влиять на все стороны личности ребенка: рациональную (информированность, эрудиция, познавательные интересы), эмоциональную (восприимчивость к миру природы, эмоциональное положительное отношение к ее объектам, чувства восхищения и удивления, сочувствия) и практически-действенную (желание и готовность участвовать в природоохранной деятельности, умение правильно вести себя в природе).

4.Семейные праздники

Они позволяют укрепить отношения детского сада с семьей, сплотить детей и родителей. Организуются семейные команды, которые будут участвовать в конкурсах. Все остальные объединяются в группы поддержки. В играх, танцах, чаепитии участвуют и гости, и хозяева. В конце праздника следует подведение итогов конкурсной программы, чествование победителей. Их должно быть много — в разных номинациях.

Примерная тематика семейных праздников:

• «Праздник игры » — к этому празднику родители и дети готовят по одной игре из своей семейной игротеке.

• «Праздник чая» — это одновременно и познавательный, и веселый праздник, который поможет не только узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития, но и просто повеселиться.

• «Праздник домашних питомцев» — на этот семейный праздник дети приносят фото, рисунки, открытки, игрушки, организуется выставка. Дети рассказывают о любимцах, читают стихи, поют песни о животных, играют в игры.

• «Праздник мыльных пузырей»

 

Музыкальные игры в летний период

Игра — своеобразная школа жизни, способствующая познанию окружающего мира, обучению человеческим отношениям. Игра заставляет принимать решение, делать выбор.

Игровое пространство площадки разделяется на игровые «поляны», обозначенные маркерами — картинками с изображением тех занятий, для проведения которых они предназначены:

— «Хороводная поляна».

— «Музыкальная поляна».

— «Поляна забытых игр».

— «Поляна игр разных народов».

— «Поляна подвижных игр».

— «Поляна настольных игр».

— «Кукольный дом».

Организация музыкальных игр предусматривает тщательную подготовку игрового пространства и предварительное разучивание игр.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Заинтересованное отношение педагогического коллектива и музыкального руководителя к своей работе практически всегда находит благотворный отклик в семьях детей. По совету музыкального руководителя родители начинают собирать музыкальную фонотеку, посещают с детьми музыкальные театры, концерты, беседуют с ребятами о услышанном, заботятся о развитии у них музыкального вкуса.

 

 

свернуть

Выпускной праздник без стрессов

 

         Выпускной праздник в детском саду – это, первое серьёзное мероприятие в жизни вашего ребёнка. Ребята прощаются с детским садом и вступают в новую, более взрослую и самостоятельную жизнь, а родители вполне могут оценить потенциал и уровень развития своего ребёнка, проанализировав, как ребёнок себя ведёт на празднике и как проявляет себя в творчестве.

         Для того, чтобы выпускной в детском саду удался и остался в памяти всех воспитанников, нужно продумать всё до мелочей. Поэтому процесс организации начинается задолго до самого торжества. Музыкальный руководитель занимается разработкой сценария, разучиванием музыкальных номеров и постановкой праздничного мероприятия. Воспитатели готовят с детьми праздничные стихотворения. Родители заняты покупкой платьев и костюмов для детей, и организацией после праздничного развлечения. Вот несколько рекомендаций родителям, которые помогут сделать этот день для ребёнка радостным и незабываемым.

  1. В выборе платья для девочки руководствуйтесь в первую очередь удобством. Слишком длинные платья мешают девочкам танцевать и принимать участие в общих играх.
  1. Обувь должна быть удобной. Не надевайте детям сандалии, в которых они ходят в группе. Если у вас нет возможности приобрести специальную праздничную обувь оденьте ребёнку чешки или балетки.
  1. Причёску желательно сделать максимально удобную, чтобы на празднике мысли о том, что причёска распадётся не мешали участию ребёнка в торжестве.
  2. Заранее уточните у воспитателя, где и в каких частях праздника ваш ребёнок непосредственно задействован – возможно, понадобится ваша помощь в переодевании, домашнем повторении текста стихотворений или песни.
  1. Разучивая с ребёнком стихотворение, обращайте внимание на дикцию и выразительность. Выразительность – ключевое слово! Собирайте всю семью, ставьте ребёнка на стул – пусть читает! Недопустимо невнятное бормотание стиха где-то среди кастрюль, пока папа, лёжа на диване, смотрит футбол.
  1. Поймите - для того чтобы ваш ребёнок получил «главную» роль, он должен присутствовать в детском саду. Дважды в неделю на музыкальных занятиях и после обеда в остальные дни для привлечения его к индивидуальной репетиционной работе.
  1. Если вы по причине болезни не посещаете детский сад, не ленитесь и узнайте у воспитателя какие песни и стихи дети разучивают в данный момент, перепишите текст и выучите его дома с ребёнком, чтобы после болезни ваш ребёнок быстрее включился в подготовку к празднику и не выглядел «незнайкой».
  1. Заранее обговорите с воспитателем и с ребёнком, кто, и в каком количестве придёт на него посмотреть. Со всеми родственниками ребёнок здоровается в группе до начала праздничного мероприятия.
  1. Заранее объясните ребёнку, что на празднике он должен соблюдать дисциплину и слушаться воспитателя. Поговорите с ребёнком и объясните, что вам будет приятно видеть, не только как он читает стихотворение, но и как он поёт, танцует и даже какой он воспитанный и дисциплинированный.
  1. Во время праздника не окликайте ребёнка для того чтобы помахать ему ручкой, поправить бантик или завязать шнурок. Для этого есть воспитатели, которые проследят за порядком, в том числе и за внешним видом и окажут помощь вашему ребёнку в подходящий момент.
  1. Не перегружайте ребёнка впечатлениями в день праздника. Некоторые родители не понимают, что поход в школу на подготовку, билет в цирк или театр, и занятия в дополнительных кружках в день праздника в детском саду только вредят ребёнку. В силу возраста детям сложно структурировать свои эмоции и в голове у ребёнка образуется каша. Поверьте, впечатлений о празднике ребёнку хватит с лихвой. Лучше обсудите вместе, что вам понравилось больше всего, что не удалось. Посмотрите фотографии, которые вам удалось сделать. Позвоните бабушке и расскажите, как ребёнок здорово прочитал стихотворение, как красиво пел или танцевал. Косвенная похвала поможет ребёнку почувствовать в себе дополнительные силы и тягу к творчеству!

 

свернуть

Музыкальное воспитание дошкольников в семье

Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? К сожалению многие родители  считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.  Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку. Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях. Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её. Самым доступным средством является аудиозапись. Слушая запись, дети учатся различать характер музыкальных произведений, у них накапливается багаж музыкальных впечатлений.  Нельзя давать сразу много произведений для слушания, а также принуждать ребёнка помимо его воли слушать музыку. Это вызывает сопротивление и нежелание слушать музыку. С появлением информационных технологий возможности  эстетического воспитания детей значительно расширились.  На различных интернет-ресурсах можно найти бесконечное количество музыкального материала для всестороннего развития детей как раннего, так и старшего дошкольного возраста (песни, музыкальные сказки, потешки, произведения классической музыки и т.д) Благодаря видеохостингу Youtube, родители могут найти различного рода передачи или небольшие видео-ознакомления с музыкальными инструментами, правилами слушания музыки и т.д., а также сборники концертов для детей, музыкальные игры и т.д. В результате слушания этих передач у детей расширяется кругозор, накапливается репертуар любимых песен, пьес, исполнение которых выразительное и художественное. Дети с удовольствием слушают такого рода музыкальные произведения. Это понятно: они доступны, интересны своим содержанием, динамичностью, яркостью, образностью. Для самого маленького слушателя надо создать обстановку, помогающую ему сосредоточиться, не отвлекать его разговорами, шумом, дополнительными пояснениями. Пусть вслушивается, сосредотачивается, вдумывается.  С большим удовольствием дети смотрят видео, в которых встречаются их любимые игрушки, объяснение сложных для восприятия элементов музыкального мира проводится с помощью детских сказок, картинок, загадок и т.д. Экран позволяет ребёнку познакомиться со многими событиями, явлениями окружающей жизни, с людьми труда, героями. Большое познавательное значение для детей имеют такие передачи, в которых дети слышат рассказ о композиторе, о музыке и музыкальных инструментах, о характере музыкальных произведений, в которых дети знакомятся с элементарными средствами музыкальной выразительности. Это способствует музыкальному развитию ребёнка. Во время этих передач нужно помочь ребёнку понять трудное, повторить то, что он не расслышал или недопонял. Передачи требуют воспитания в детях культуры и умения смотреть и слушать. Просмотр передач должен быть специально организованным, а не служить фоном к еде, игре и другим занятиям. Это не может быть «между прочим» - такой просмотр приносит только вред: вырабатывается привычка рассеянного внимания, снижается интерес к музыке, пропадает желание слушать её, тем более слушать до конца. Это вредно для здоровья, перенасыщает ребёнка впечатлениями, приучает его к поверхностному восприятию.  Передачи, которые заставляют ребёнка задуматься, задать интересующий вопрос родителям после просмотра, развивают музыкальную память и мышление следует прослушивать как можно чаще. Детей старшего дошкольного возраста необходимо приучать к слушанию классической музыки не только на музыкальных занятиях, но и в домашней обстановке. Чтобы классические произведения не были для ребёнка обузой, следует производить слушание в непринуждённой обстановке –  перед сном, при подъёме утром, в поездке (путешествии), при игре. Это помогает им приобщиться к миру профессионального музыкального искусства. Для развития творческих способностей, детей 5-6 лет можно также приобщать к миру профессионального театрального искусства, посредством посещения небольших театральных постановок по известным литературным произведениям.

свернуть

Фольклор как средство формирования основ гражданственности и патриотизма

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, в работе музыкального руководителя используются народные песни, пляски, хороводы. Все это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Цель: раскрыть и показать роль фольклора в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Задачи:  образовательные – создать условия для знакомства с национальной

культурой, показать величие белорусской культуры в рамках мировой культуры;

развивающие – развивать познавательные и творческие способности детей;

развивать навыки вокально-хоровой, игровой  и танцевальной деятельности;

воспитательные – воспитывать музыкальную культуру учащихся

посредством приобщения к народной музыке, традициям, обрядам; воспитывать нравственные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи   посредством объединения детей в коллектив.

Первое знакомство с фольклором у детей дошкольного возраста начинается уже с младших групп, для этого используются  понятные и простые  народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией народа. Предлагаем слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудиодиски, флешки, компьютер, но при этом  не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Вот пример, как это можно сделать: возьмём русскую народную песню «Петушок». На занятия приносится мягкая игрушка петушок. Спрашиваем у  детей: «Как кричит петушок?» Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!».

На втором занятии, когда опять приходит петушок, предлагается послушать песенку про него. Песню «Петушок» поет музыкальный руководитель или воспитатель.

На третьем занятии спрашиваем у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «Петушок». (Дети начинают подпевать.)

На четвертом занятии музыкальный руководитель предлагает малышам поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок»

На следующее занятие  спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении певицы.

Такие варианты работы над одной песней помогают закрепить пройденный материал, поддерживая  постоянный интерес к нему у детей.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, постоянно используются композиции, рекомендуемые программой дошкольного образования: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я». Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю фольклорный  репертуар , вводя в старших группах знакомство именно с национальным (белорусским) фольклором. Песни на белорусском языке становятся более понятными, доступными, когда их включаешь в иные виды деятельности на занятии: игра на детских музыкальных инструментах, слушание, музыкально-ритмические движения.

Подбирая репертуар для исполнения, необходимо останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; следить за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать.

Вот пример работы над инсценированием белорусской народной  песни «Зайграй жа мне, дударочку»: на первом занятии необходимо прослушать вместе с детьми мелодию и текст песни, затем следует объяснить текст песни для понимания смысла  произведения.

На последующих занятиях предлагаю детям познакомиться с детским вариантом этой песни, затем можно приступать к разучиванию музыкально-ритмических движений, которые будут использованы в процессе инсценировки. На последнем этапе работа музыкального руководителя сводится к самому сложному – подготовке театральной инсценировки. Данный этап подготовки включает в себя продумывание идеи инсценировки, разработка небольшого сценария, приготовление необходимых атрибутов для более яркого и запоминающегося выступления. Над инсценировкой трудятся вся группа вместе с воспитателем. Это помогает сблизить детей, способствует раскрытию их индивидуальных возможностей.                                  .

Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая детей белорусским народным танцам, необходимо познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Для этого необходимо начать работу с организации слушания мелодии танца и самостоятельного продумывания и выполнения музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру музыки. Программа дошкольного образования для старшего дошкольного возраста рекомендует использовать  следующие элементы белорусских народных танцев:. высокий шаг, спокойную ходьбу, легкий, мягкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, кружение на подскоке вправо-влево, сужение и расширение круга с выполнением хороводного, мелкого и приставного шага, шаг белорусской польки, выставление ноги на пятку, на носок и др.

Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

Воспитатель, используя подговорочки, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, козлик, ковырялочка, веревочка, то подговорочку произносят дети, не участвующие в настоящий момент в движении.

Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навыку. На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу музыкального руководителя, так и по показу детей.

Разучивая элементы пляски,  можно использовать различные белорусские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, мы предлагаем детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.

С радостью дети примеряются  костюмы, предназначенные для исполнения белорусских народных танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Как правило, национальные костюмы присутствуют на национальных праздниках: Дажынки, День народного единства, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, День государственного Герба и   государственного флага Республики Беларусь, Купалье.

Используя народные костюмы для оформления детских белорусских танцев, мы приобщаем детей к белорусскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость, лихо отплясывает Осень, роль которой исполняет воспитательница. Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступления детских и взрослых танцевальных коллективов в белорусских костюмах. Хорошими помощниками в работе  музыкального руководителя являются технические средства — музыкальный центр, синтезатор, фортепиано, телевизор.  И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки. Используя технические средства для приобщения детей к белорусскому народному творчеству, продолжается развитие в них чувства любви к родному искусству.

Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, в работе музыкального руководителя используются народные песни, пляски, хороводы. Все это богатство белорусского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Цель: раскрыть и показать роль фольклора в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Задачи:  образовательные – создать условия для знакомства с национальной

культурой, показать величие белорусской культуры в рамках мировой культуры;

развивающие – развивать познавательные и творческие способности детей;

развивать навыки вокально-хоровой, игровой  и танцевальной деятельности;

воспитательные – воспитывать музыкальную культуру учащихся

посредством приобщения к народной музыке, традициям, обрядам; воспитывать нравственные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи   посредством объединения детей в коллектив.

Первое знакомство с фольклором у детей дошкольного возраста начинается уже с младших групп, для этого используются  понятные и простые  народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией народа. Предлагаем слушать детям музыку в записи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели мы используем аудиодиски, флешки, компьютер, но при этом  не перегружая слух малышей обилием материала, используем метод варьирования. Вот пример, как это можно сделать: возьмём русскую народную песню «Петушок». На занятия приносится мягкая игрушка петушок. Спрашиваем у  детей: «Как кричит петушок?» Дети отвечают дружным «Ку-ка-ре-ку-у-у-у!».

На втором занятии, когда опять приходит петушок, предлагается послушать песенку про него. Песню «Петушок» поет музыкальный руководитель или воспитатель.

На третьем занятии спрашиваем у детей: «Кто хочет быть петушком? У меня есть шапочка!» Надеваем детям по очереди шапочку и поем песню «Петушок». (Дети начинают подпевать.)

На четвертом занятии музыкальный руководитель предлагает малышам поиграть с петушком. Проводится игра В. Цивкиной «Петушок»

На следующее занятие  спрашиваю: «Хотите послушать песенку про петушка?» Получив утвердительный ответ, включаю аудиозапись, и все слушаем эту песню в исполнении певицы.

Такие варианты работы над одной песней помогают закрепить пройденный материал, поддерживая  постоянный интерес к нему у детей.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, постоянно используются композиции, рекомендуемые программой дошкольного образования: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я». Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать. Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю фольклорный  репертуар , вводя в старших группах знакомство именно с национальным (белорусским) фольклором. Песни на белорусском языке становятся более понятными, доступными, когда их включаешь в иные виды деятельности на занятии: игра на детских музыкальных инструментах, слушание, музыкально-ритмические движения.

Подбирая репертуар для исполнения, необходимо останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; следить за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать.

Вот пример работы над инсценированием белорусской народной  песни «Зайграй жа мне, дударочку»: на первом занятии необходимо прослушать вместе с детьми мелодию и текст песни, затем следует объяснить текст песни для понимания смысла  произведения.

На последующих занятиях предлагаю детям познакомиться с детским вариантом этой песни, затем можно приступать к разучиванию музыкально-ритмических движений, которые будут использованы в процессе инсценировки. На последнем этапе работа музыкального руководителя сводится к самому сложному – подготовке театральной инсценировки. Данный этап подготовки включает в себя продумывание идеи инсценировки, разработка небольшого сценария, приготовление необходимых атрибутов для более яркого и запоминающегося выступления. Над инсценировкой трудятся вся группа вместе с воспитателем. Это помогает сблизить детей, способствует раскрытию их индивидуальных возможностей.                                  .

Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Народ в живых образах показывает, каким хотел бы он видеть человека, какие физические и моральные свойства считает достойными подражания. Обучая детей белорусским народным танцам, необходимо познакомить их с характером движений, которым присущи веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Для этого необходимо начать работу с организации слушания мелодии танца и самостоятельного продумывания и выполнения музыкально-ритмических движений, соответствующих характеру музыки. Программа дошкольного образования для старшего дошкольного возраста рекомендует использовать  следующие элементы белорусских народных танцев:. высокий шаг, спокойную ходьбу, легкий, мягкий бег, подскоки, прыжки, прямой галоп, качание рук, кружение на подскоке вправо-влево, сужение и расширение круга с выполнением хороводного, мелкого и приставного шага, шаг белорусской польки, выставление ноги на пятку, на носок и др.

Работа над элементами плясок продолжается и в группе, и на прогулке.

Воспитатель, используя подговорочки, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Если ребенок разучивает элемент пляски, который требует активных движений, таких, как, присядка, козлик, ковырялочка, веревочка, то подговорочку произносят дети, не участвующие в настоящий момент в движении.

Детям нравится такая форма работы над элементами плясок, и они с удовольствием выполняют ее самостоятельно. Это помогает им закрепить определенный двигательный навыку. На последующих музыкальных занятиях дети все вместе под музыку выполняют разучиваемые музыкально-ритмические движения, как по показу музыкального руководителя, так и по показу детей.

Разучивая элементы пляски,  можно использовать различные белорусские мелодии. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Для того, чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, мы предлагаем детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.

С радостью дети примеряются  костюмы, предназначенные для исполнения белорусских народных танцев. Костюм помогает ребенку войти в образ, и тогда танец становится более выразительным. Как правило, национальные костюмы присутствуют на национальных праздниках: Дажынки, День народного единства, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, День государственного Герба и   государственного флага Республики Беларусь, Купалье.

Используя народные костюмы для оформления детских белорусских танцев, мы приобщаем детей к белорусскому народному искусству, воспитывая в них национальную гордость, лихо отплясывает Осень, роль которой исполняет воспитательница. Впечатления детей усиливаются, когда они видят по телевидению или на концертных сценах выступления детских и взрослых танцевальных коллективов в белорусских костюмах. Хорошими помощниками в работе  музыкального руководителя являются технические средства — музыкальный центр, синтезатор, фортепиано, телевизор.  И на занятиях, и в часы досуга дети слушают в записи различные мелодии, песни, сказки. Используя технические средства для приобщения детей к белорусскому народному творчеству, продолжается развитие в них чувства любви к родному искусству.

Неотъемлемую часть воспитания составляет воспитание патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания — приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.

 

свернуть

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Роль эмоций в жизни человека очень велика. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности),эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место),эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного возраста. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном возрасте. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из  эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребёнка. Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку  Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям». Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал. Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  1. Комфортная организация режимных моментов (использование музыки не только на музыкальных занятиях, но и в режиме дня в сочетаемости с оптимально созданными условиями)
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию праздничных мероприятий (утренники, тематические занятия, театрализованные представления) оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; музыкальных игр; подвижных игр (в том числе народных); музыкально-ритмических движений; музыкально- развлекательных  досугов. 
  3. Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. 
  4. Арттерапия: ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. .
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. 
  7. Вокальная разминка
  8. Ранообразные формы музыкальных занятий
  9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. 
  10. Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений.

Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику. В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)

2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций. В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горюющий, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный). Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика. В средней группе дети также  знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

В результате целенаправленной  и плодотворной работы музыкального руководителя обогащается эмоциональная сфера детей и к концу подготовительной группы на музыкальных занятиях дети: 

  • способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
  • умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
  • проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
  • обогащают словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.
свернуть

«Музыка в детском саду и для чего она нужна»

«Музыка в детском саду и для чего она нужна»

Мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для вас невидимой.

Но сначала  расскажем о том, как организована работа по музыкальному развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера  в подготовительной группе. В соответствии с расписанием, утвержденным заведующей д/садом, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные  занятия. Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях, звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания:

- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:  пение  — это  основной вид музыкальной деятельности в детском саду; музыкальное движение  — это различные упражнения, танцы, игры; слушанье музыки – классической,  современной, народной;  игра на музыкальных инструментах  и игра-драматизация. С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности  навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание

Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

 Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления. Поэтому остановимся на самых общих линиях этого влияния.

Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.

Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

 «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна,как вода и воздух…»

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

 Праздники в детском саду

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

 Зачем нужны праздники в детском саду

 Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

 Как проходят праздники в детском саду

 Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится  крупные праздники с участием родителей: новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта, выпускной бал в завершении посещения ребёнком детского сада.

Подготовка к празднику в детском саду

 Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

свернуть

Рекомендации по слушанию музыки с детьми

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ С ДЕТЬМИ

 

     Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Научите его, учитесь вместе с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему ребенку войти в огромный мир большого музыкального искусства.

     1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не пропуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

     2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание не достаточно дисциплинированно. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

     3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных инструментах). Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

     4. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

     5. В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной. Возьмите аудиозапись  известного сочинения

П.И. Чайковского «Детский альбом», Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картины из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов.

У С.С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую поэму «Ходит месяц над лугами».

В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин»,  и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» Гречанинова каждого может рассмешить пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное происшествие» возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведение композитора С. Майкапара «В садике», «Маленький командир», «Пастушок» будут близки и понятны самым маленьким.

 

     6. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений, можно мысленно представить их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке, «звуки не могут звучать» как попало, как вздумается.

 

     7. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет музыка» создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Если, например, состоится встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто; ведь знать и понимать о чем поют артисты очень важно.

 

     8. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Ведь это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела